Зачем сайту ментальная модель?

Погодите, но что такое ментальная модель? Не вдаваясь слишком глубоко в лингвистику и философию условимся, что ментальная модель - это образ, который строит наш мозг, воспринимая события реального мира. Так вот эта модель, построенная в мозгу, обычно важнее для человека, чем реальная картина мира.

Короче говоря, наши представления о реальности часто важнее самой реальности.

В применении к Интернету это значит, что представления пользователей о том, что должно быть на странице, важнее того, что там на самом деле есть.


Если вы хотите сообщить читателю серьезную информацию - вам придется выглядеть серьезным.

А если сайт выглядит, как таблоид, то не следует ожидать от читателей высокого уровня доверия к его содержанию.

Но может всё это не страшно? Может наш пользователь не ленивый и прочитает - разберётся?

Увы, пользователи строят впечатление от страницы намного быстрее, чем начинают её читать. Долей секунды обычно достаточно, чтобы составить первое впечатление о содержимом страницы.

К тому времени, когда пользователь начнет читать, у него в голове так или иначе, но уже будет оформленная модель того, что он ожидает на этой странице. И если действительность войдет в противоречие с ожиданием - очень велика вероятность разочарования, и, как следствие, потери читателя. В этот раз или навсегда.

И что, из этого следует что все сайты должны быть похожи как близнецы-братья?

Нет, всё еще хуже - сайт должен быть не только предсказуемым, но и оригинальным, отличающимся от остальных. Лучшим, чем другие на ту же тему.

А как добиться лучшего? Наследственность и изменчивость. Почти как в биологии.

Строить похожим на существующее, менять, проверять, оставлять лучшее, убивая лишнее. И на всех этапах этого процесса не забывать об аудитории, о тех, для кого всё и затевалось.

Комментарии

  1. Примеров не хватает. Типа, вот сайт с хорошей информацией но хреново выглядит, а вот хорошо выглядит, а несет чушь

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен, Юра, с примерами было бы лучше.
    Но с одной стороны не хочется никого _публично_ обижать. А с другой - наверняка у тебя в голове есть такие примеры :-)

    ОтветитьУдалить
  3. ... потому что это был очень вежливый кролик :)

    ОтветитьУдалить
  4. да, работа с ожиданиями - один из важнейших моментов UXD

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Яндекс изучил развитие интернета в России

Ведущие американские вещатели обсуждают использование пользовательского контента

Google предлагает сайтам кнопку +1